Сможет ли украинское агрострахование перенять китайский опыт?

Фильтры

Регион

Новости

Сможет ли украинское агрострахование перенять китайский опыт?

Тема страхования рисков по-прежнему остается достаточно актуальной для аграрного сектора Украины. О необходимости развития данного направления страховой деятельности говорится уже как минимум в течение пяти последних лет, но какими-либо весомыми достижениями в указанной сфере гордиться пока не приходится.
Тем не менее, во многих странах мира процесс развития агрострахования проходит куда более активными темпами, и одним из лидеров в данном направлении деятельности является Китайская Народная Республика. Так, 31 июля т.г. был подписан договор между региональным правительством Пекина и международной страховой компанией Swiss Re о предоставлении страхового покрытия катастрофических рисков для программы агрострахования, финансируемой региональным правительством столицы Китая. Подписание данного договора было поддержано и Комиссией по регулированию рынка страховых услуг Китая (CIRC), поскольку достигнутые соглашения открывают путь для практической реализации политики страхования аграрных рисков в стране. По оценке комиссии, подобное инновационное партнерство между государственным и частным сектором будет способствовать стойкому развитию агрострахования, что поможет стимулировать рост производительности в сельском хозяйстве Китая на фоне глобальной проблемы продовольственной безопасности.

Согласно подписанному договору, в частности, региональное правительство Пекина предоставляет финансирование с целью приобретения страхового покрытия для организованного правительством Пекина пула страховых компаний, в состав которого входят все страховые компании, которые занимаются агрострахованием в столичном регионе. При этом за средства правительства Пекина страховое покрытие будет приобретено непосредственно у страховщиков. Бенефициарами при этом будут являться страховые компании - участницы субсидируемой правительством программы агрострахования в Пекине. В случае же наступления катастрофического ущерба компания Swiss Re (как лид-страховщик) предоставит каждой отдельной страховой компании соответствующее страховое возмещение.

Договором также предусмотрено, что страховые компании отвечают за убытки, которые не превышали 160% годового объема собранных страховых премий. Swiss Re и другой страховщик будут отвечать за ущерб в пределах от 160 до 300% объема собранных за год премий, а ущерб, который превышал 300% указанного объема, будет покрываться за счет Резерва на покрытие катастрофических сельскохозяйственных рисков бюджета регионального правительства Пекина.

Кроме того, подписанный договор предусматривает страховое покрытие для сельскохозяйственных животных, зерновых и фруктов от таких рисков, как эпидемии, болезни сельскохозяйственных животных, наводнение, град, буря и ливень. При этом страховая защита будет охватывать около 400 тыс. хозяйств региона, которые занимаются фермерством.

Как отметил заместитель председателя регионального правительства Пекина Ксиа Жануй: "Создание данного механизма страхования сельскохозяйственных рисков позволит, в сущности, снять нагрузку с правительственного бюджета путем указанной передачи сельскохозяйственных рисков. Это будет способствовать дальнейшему развитию агрострахования и обеспечению стойкого развития аграрного сектора в регионе Пекина". Заместитель председателя CIRC Жуй Янли добавил, что "инновационный механизм агрострахования в регионе Пекина будет иметь большое значение в целом для государства, поскольку он расширяет возможности для управления сельскохозяйственными рисками в Китае".

Следует отметить, что программа агрострахования с государственной поддержкой была официально начата в регионе Пекина в мае 2007 года, когда с целью стимулирования аграриев к приобретению высококачественных материалов (семена, удобрения и т.п.) была внедрена система субсидирования страховых премий (что, кстати, практикуется и в Украине). За время функционирования программы объем страховых премий в секторе агрострахования (что является отображением количества застрахованных гектаров) возрос с приблизительно $150 млн. в 2006 (дореформенном) году до $1,8 млрд. в 2008 году.

Здесь нельзя не вспомнить, что в Украине аналогичная программа была начата еще в 2005 году, но объем собранных премий в 2008 году так и не достиг даже китайского дореформенного уровня. А в 2009 году субсидии для удешевления премий украинским аграриям не были выделены вообще.

Впрочем, как показывает китайский опыт, было бы неправильно ограничиваться исключительно лишь программой субсидирования. Необходимо создавать комплексную систему агрострахования, не забывая и о страховании на случай катастрофических событий. Ведь правительство Украины физически не может бесконечно и в авральном порядке выделять средства из бюджета то пострадавшим от наводнения на западе, то тем, кто потерял урожай вследствие засухи на юге. Надо системно, образно говоря, "готовить сани летом", для того чтобы обезопасить от природных катаклизмов страну в целом и аграрную отрасль в частности.
Пока же следует констатировать, что работа по внедрению современной модели агрострахования, которая способна не только обеспечить стабильное развитие сельскохозяйственного производства, а и значительно повысить инвестиционную привлекательность отрасли, в Украине только начинается. И начинается она очень непросто, т.к. до сих пор окончательно не выяснено, как эта модель структурно будет выглядеть, кто и какие функции будет выполнять, какие обязательства берет на себя и т.п.

Тем не менее, ведущие игроки украинского страхового рынка, которые принимают участие в его глубинном реформировании, все же выказывают оптимизм по данному поводу. Мотивация подобного оптимизма достаточно проста: главное, что определена цель работы, направленной на усовершенствование страхового рынка. И эта цель объединяет всех ведущих украинских страховщиков.

Как отметил руководитель проекта Международной финансовой корпорации (IFC, группа Мирового банка) "Развитие агрострахования в Украине" Гари Роше, "перед нами стоит сложная и очень важная задача - выработать модель агрострахования для Украины, которая будет опираться на международный опыт, но, вместе с тем, будет учитывать украинские реалии. Наш проект видит свою роль в том, чтобы всесторонне поддерживать этот процесс".

Подобной позиции придерживается и заместитель министра аграрной политики Украины Борис Супиханов, отметивший, что "сегодня без страхования нельзя налаживать цивилизованные отношения на аграрном рынке". Заместитель министра считает, что уже на данном этапе очень важно определить порядок четкого взаимодействия между тремя главными участниками аграрного страхования: сельхозтоваропроизводителями, страховыми компаниями и правительством. Тогда процесс внедрения современной модели агрострахования, которая уже испытана практикой многих экономически развитых стран, в Украине значительно ускорится, уверен Б.Супиханов.

И первые реальные шаги в данном направлении в Украине уже сделаны. Так, согласно соответствующему приказу МинАП создана рабочая группа по вопросам усовершенствования системы аграрного страхования в Украине, которую возглавил Б.Супиханов. В состав рабочей группы, кроме представителей Министерства, также вошли руководители ведущих украинских профессиональных страховых и сельскохозяйственных организаций, научные работники, эксперты проекта IFC. Среди них, в частности, президент Украинской федерации страхования Александр Завада и глава Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк. Первое заседание созданной рабочей группы состоялось в июле т.г., следующее - 21 августа.

Главным же сейчас, по мнению участников группы, является ускорение процесса внедрения в Украине новой прогрессивной модели страхования. Ведь, как показывает практика, в этом направлении Украина уже опаздывает, а это крайне опасно в кризисных условиях. Ведь хорошо известно, что экономическое соревнование выигрывают те государства, которые должным образом заботятся о развитии национальной экономики и ее инвестиционной привлекательности.

Источник: apk-inform.com

Также в разделе

Комментарии (0)