Агропрому не обойтись без государственно-рыночного регулирования
10 июн 2008, 12:18
379
Государственные меры, которые могли бы обеспечить России надежную защиту от мировых кризисов, находятся в центре внимания Президента РФ, правительства и законодателей. Одной из угроз, связанных с международным кризисом, является повышение цен на продовольственные товары. Обуздание цен и недопущение агфляции одно из направлений дискуссии, развернутой внутри партии "Единая Россия".
Член фракции "Единая Россия", заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Александр Берестов:
- Пока мы будем продавать за рубеж сырье, а ввозить продовольствие, помогая фермерам Евросоюза и Америки, богатыми не станем. Экспортная продовольственная политика России должна стать сферой наших государственных интересов. Механизмы благоприятствования в этом процессе: ограничение импорта, увеличение ввозных пошлин и дотации отечественным аграриям и переработчикам.
Нужно понимать, что по всем показателям конъюнктуры агропродовольственного рынка, мы миновали этап ненасыщенного рынка, когда осуществлялась продуктовая экспансия с Запада и шли процессы рыночного саморегулирования. Сейчас мы вошли в период неполного насыщения рынка продовольствия, экономисты называют его этапом зрелости. Он характеризуется как время государственно-рыночного регулирования. Без протекционизма на самом высоком уровне здесь не обойтись.
Еще одна проблема, которую обозначил опыт горячих баталий по цене на хлеб, - необходимость развития российского антимонопольного законодательства. На рынке должны сложиться равные условия для разных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Тут важно устранить ситуацию ценовых сговоров производителей и торгующих сетей, в том числе и за счет создания на сырьевом рынке государственных трейдеров, в первую очередь, зерновых. Еще один из рыночных приемов - развитие продовольственных бирж и бирж сельхозсырья. Зерно, масличные культуры сегодня пользуются не меньшим спросом, чем энергоносители.
На уровне регионов возможны проекты создания оптовых продовольственных рынков, по примеру краснодарцев, обращение к правительству которых мы недавно поддержали на уровне законодательных собраний.
В связи с этим полностью поддерживаю решение руководства Минсельхоза РФ о разработке и принятии закона "О продовольственной безопасности". На его основе возможно будет регулировать рынок по объемам закупа и реализации сырья, разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития внешнеторговой деятельности. Он поможет закрепить стратегию развития рынка продовольствия в стране.
Шанс-то отрегулировать внутренние цены и стать лидером экспорта есть, но, прежде всего, нужны специальные решения на государственном уровне. Денег от продаж зерна за рубеж до крестьян сейчас доходит мало, они достаются посредникам. В этой ситуации опять встает вопрос о появлении на рынке государственного игрока, например "Экспорт-ХЛЕБА", по примеру нефте-газовой отрасли, перераспределение доходов в пользу развития отрасли и экономики страны в целом возможно только в этом случае.
Еще один из подходов, подчеркну, их может быть несколько, - системная работа с торговыми сетями. Сейчас наблюдается дикая ситуация. Сети растут на территории России, а нашим производителям в них не достучаться. Эксперты рынка видят выход на данном этапе в ограничении торговых надбавок на продукты потребительской корзины, в специальных программах поддержки отечественных сетей, в развитии сети социальной торговли по специальным ценам для малообеспеченных граждан.